«Дженерал Ви Ар Рисеч» — резидент «Сколково», специализируется на решениях в области виртуальной, дополненной и смешанной реальности для промышленности. Тренажеры для «РМ Рейл (ведущий интегрированный производитель специализированного грузового подвижного состава полного цикла для железных дорог) изначально были ориентированы на шлемы виртуальной реальности HTC Vive Pro, и впоследствии оказалось, что выбор сделан правильно, говорят в «Дженерал Ви Ар Рисеч». Это позволило не только обеспечить высокий уровень графики, но и продолжить работу, поскольку компания HTC не стала покидать российский рынок.
«Оба проекта нацелены на оперативную подготовку рабочего персонала на производстве, поэтому мы старались сделать максимально практически ориентированные инструменты, постоянно приезжали на производство, не только общались с тренерами и мастерами, но и изучали работы непосредственно на месте. Мы старались подметить каждую особенность выполняемых операций», — рассказал «Стимулу» генеральный директор ООО «Дженерал Ви Ар Рисеч» Анатолий Суздальцев.
Обе разработки обладают инновационными особенностями. В тренажере окраски вагонов для формирования правильного навыка используется специальный контроллер, спроектированный и выполненный инженерами «Дженерал Ви Ар Рисеч» в виде реального краскопульта. Это позволяет обучаемому не только видеть и слышать окружающую его виртуальную среду, но и получать идентичные реальным тактильные ощущения, чувствовать вес, инерцию инструмента, что очень важно для выработки моторных навыков.
В режиме онлайн отслеживаются все движения руки, важные для качества покраски: скорость движения, расстояние и угол наклона краскопульта к окрашиваемой поверхности. Благодаря отслеживанию каждого движения и встроенной имитационной модели мокрого слоя краски каждая учебная сессия уникальна. Невозможно «заучить» прохождение тренажера для хорошей оценки, которая, кстати, вычисляется тренажером автоматически, — необходимо показать реальный навык и знание технологического процесса.
В режиме онлайн отслеживаются все движения руки, важные для качества покраски: скорость движения, расстояние и угол наклона краскопульта к окрашиваемой поверхности. Каждая учебная сессия уникальна
Тренажер слесарных работ подразумевает полный комплекс работ слесаря по сборке металлоконструкций, для этого в него пришлось добавить большое количество инструмента. В результате основным вызовом стала разработка простых и в то же время функциональных способов управления в виртуальном пространстве разными инструментами — кантователем, рулеткой, газовым резаком, шлифмашинкой, — чтобы ученик мог делать произвольные меловые отметки, кернить их и многое другое.
«Человек надевает шлем виртуальной реальности и далее видит себя и ощущает в полностью смоделированной реальности, — рассказывает Анатолий Суздальцев. — Мы моделировали непосредственно цеха предприятия, конкретную номенклатуру и инструмент, конкретный технологический процесс. В первом проекте мы волновались, как рабочие примут новые технологии. Оказалось, что тревоги были беспочвенными: люди сразу же схватывали все нюансы обучения в виртуальной реальности и хвалили тренажер. Для меня лично показателем стало, когда опытный маляр, ранее не видевший тренажера, взял и “покрасил” в тренажере вагон лучше, чем кто-либо из нас. То есть целевые навыки, которые получает ученик, совпадают с реальными навыками работы на производстве».
Виртуальные тренажеры используются в проекте «Фабрика знаний». Это собственный корпоративный институт рабочих профессий компании «РМ Рейл», расположенный на базе вагоностроительного завода «Рузхиммаш». Фабрика позволяет проводить обучение сотрудников путем имитации реального производства. В ее периметре смоделированы процессы, которые воспроизводят весь технологический цикл. В него входят заготовительный сектор, механический, сборочно-сварочный, дробеструйный, строповки грузов, контроля качества, производственной системы.
«Растут объемы производства, заказчики повышают требования к качеству продукции, да и обычные проблемы при нанесении покрытий на легкие металлические конструкции (непрокрасы, подтеки и так далее) никуда не уходят. Все это вместе подвигло нас начать пользоваться современными технологиями виртуального интерактивного обучения по ключевым профессиям предприятия, — рассказала “Стимулу” директор по персоналу и социальным вопросам АО “Рузхиммаш” Валентина Кудашова. — Эта идея возникла еще в 2017 году, через год мы начали реализовывать этот проект, закупили оборудование, провели пилотное обучение и уже с 2019 года на постоянной основе проводим обучение».
Для обучения рабочих по профессии электросварщика используются тренажеры виртуальной реальности не только компании «Дженерал Ви Ар Рисеч», но и европейской фирмы Soldamatic. Правда, в прошлом году эта компания, как и другие иностранные производители виртуальных тренажеров, ушла с российского рынка.
Интерактивный комплекс позволяет сократить время обучения, довести до автоматизма технологию выполнения работ и достигнуть целевых показателей по качеству. Продукт дает возможность ускорить процесс адаптации на рабочем месте и сократить время выхода работников на плановую выработку с двух до одного — полутора месяцев. Основные преимущества тренажера — качественная отработка практических навыков, экономия материалов, отсутствие необходимости пользоваться средствами индивидуальной защиты, нет также запаха краски (если говорить о профессии маляр).
Неоспоримый плюс — автоматическая аттестация, которая позволяет принять решение — допустить работника до реального вагона или продолжить оттачивать мастерство на тренажере. Система сама выставляет ученику оценки и выдает детальный анализ выполнения задания, благодаря чему преподаватель может провести разбор ошибок. Обучение персонала проходит быстро, эффективно, без угрозы для жизни и здоровья сотрудников, без риска для оборудования и производственного цикла.
Автоматическая аттестация позволяет принять решение: допустить работника до реального вагона или продолжить оттачивать мастерство на тренажере. Система сама выставляет ученику оценки и выдает детальный анализ выполнения задания
«Занятие на VR-тренажере длится примерно сорок минут для каждого человека, но эффективность его весьма существенная. Система выводит сводные графики процесса обучения и указывает на допущенные ошибки. Эта беспристрастная оценка позволяет точно определить уровень профессиональной подготовки сотрудников», — рассказывает член аттестационной комиссии, преподаватель Фабрики знаний и умений Алексей Тимофеев.
И особый акцент — популяризация рабочих профессий среди молодежи. Ведь благодаря этой новинке молодым людям будет интереснее получать профессиональные навыки.
«Прежде чем запустить новый механизм обучения и аттестации, тренажеры в действии оценили в дирекции по технологии, снабженцы, специалисты Фабрики знаний и умений, и я лично убедилась, насколько легким и простым может быть процесс получения практического навыка, — говорит Валентина Кудашова. — Виртуальные тренажеры действительно очень хороший инструмент обучения в рамках растущего плана производства и недостатка квалифицированного персонала. Этот метод обучения позволяет закрывать узкие и проблемные места в короткие сроки. Пополнение линейки продолжается, сейчас изготавливается VR-тренажер для профессии “дефектоскопист”».
«Мы постоянно отслеживаем мировые новости в нашей отрасли, — рассказывает Анатолий Суздальцев, — и, согласно отчетам компаний Capgemini, Gartner и других, в промышленно развитых странах, таких как США, Германия, Франция и Китай, уже около 40 процентов предприятий применяют виртуальную реальность для решения своих задач на производстве и в инжиниринге. Это однозначно указывает на то, что технология нашла свою нишу и дает конкретные экономические результаты».
В России долгое время такие показатели проникновения технологии были просто нереальны. Дело в том, что на многих крупных предприятиях к виртуальной реальности относились как к игрушке и внедряли ее для красивой отчетности по инновациям. «Мы пошли другим путем, — говорит руководитель “Дженерал Ви Ар Рисеч”. — Начали с анализа экономики внедрения технологии, выполнили несколько консалтинговых проектов по этой тематике и сейчас видим конкретный эффект при внедрении виртуальных тренажеров, которые разрабатываем. Например, тренажер покраски для АО “Рузхиммаш” помог сократить сроки подготовки маляров в несколько раз при одновременном снижении объемов брака, а виртуальный макет локомотива для анализа эргономики его сервисного обслуживания для одного из предприятий группы “Синара — Транспортные машины”, по мнению финансового директора заказчика, окупился уже на этапе обучения: выявил необходимость улучшить ряд элементов конструкции еще до создания опытного образца, на этапе 3D-модели».
«Наши клиенты — это предприятия, которые находятся в конкурентном поле, и им не нужны “игрушки”, им нужно уникальное конкурентное отличие, которое изменит ситуацию на рынке в их пользу, и мы помогаем им в этом»
Специалисты уверены: достижение экономического эффекта возможно только в том случае, если у заказчика есть конкретная задача на производстве (повышение производительности труда, сокращение брака), понимание исходной проблемы и воля к внедрению новых технологий не на словах, а на деле.
«Наши клиенты — это предприятия, которые находятся в конкурентном поле, и им не нужны “игрушки”, им нужно уникальное конкурентное отличие, которое изменит ситуацию на рынке в их пользу, и мы помогаем им в этом, — говорит Анатолий Суздальцев. — Главным подтверждением результативности наших решений для производства — виртуальных тренажеров, систем виртуального прототипирования, систем дополненной реальности — является то, что почти все наши заказчики — постоянные: 90 процентов клиентов возвращаются к нам за новыми проектами».
Темы: Инновации